Несколько полезных, и не очень, рекомендаций для свежеиспеченного хоббитса в игре Властелин Колец Онлайн (она же - LOTRO).

Чем свежеиспеченный хоббит отличается от старого, матерого, покрытого шрамами и увешанного черепами врагов  сардельками, ветерана обороны Шира? А тем что юный хоббитс ничего не знает, ничего не понимает и не может даже найти конюшню в Занорье, а уж столкнувшись с каким нибудь свирепым волком он и вовсе начинает причитать "Ой-ой-ой, батюшки!" Опытные хоббиты так себя не ведут, они сразу хрясь дубиной по затылку и давай укладывать свежеснятую волчью шкуру в сумочку. А что! Чего зря добру пропадать!

Вот я и научу вас как себя вести и что делать, чтобы сойти за опытного хоббита. Перечислю основные ошибки новичков.

Одежда

Одежда в игре - она же и броня. Бывают легкие доспехи, средние и тяжелые. Легкие идут менестрелям (среди не-хоббитов также хранителям мудрости и хранителям рун). Средние - охотникам, взломщикам, защитникам. Тяжелые - стражам (из других рас - воителям и рыцарям). По этому следите что одеваете, неоднократно видел стражей которые нацепили на себя легкие доспехи.

Вторая ошибка - одевать декоративный костюм в ячейку основного. Декоративные (бутафорские) доспехи не дают вам НИЧЕГО кроме внешнего вида. Ни брони. ни повышения каких либо статов. С тем же успехом можно ходить вообще голым. Если хотите надеть бутафорский доспех для красивости. то откройте окно персонажа (кнопка С), перейдите во вкладку Костюм и там уже напяливайте на себя все что душе угодно. В итоге броня у вас будет надета одна, а выглядеть может совсем иначе. В основной же вкладке персонажа бутафорским вещам делать нечего.

Качество доспехов указывается их цветом. Самые плохие - серые. От них надо стараться избавится как можно скорее и заменять на зеленые. Далее по возрастанию идут фиолетовые, голубенькие и золотые. Если вас не снабжает доспехами содружество (мастер может сделать вам фиолетовые, а по мере роста уровня и голубые доспехи), то придется выбивать амуницию в боях. Что-то дают за квесты, а что-то можно получить в виде трофеев с гуманоидных персонажей (орки, гоблины, гномы, разбойники и т.д.).

Если навести курсор на трофей в сумке, то всплывает окно подсказки, где указываются его статы. Не ленитесь их изучать, поначалу для вас важна броня, а далее все большее значение начинают иметь различные дополнительные плюшки, например бонус к силе или там ловкости. Иногда даже осмысленно на время надеть доспех не по классу (да да, легкую броню на стража), если она по показателям существенно выше, той рухляди, которая на вас сейчас надета.

 

Статы

У персонажа в игре имеются всякие разные параметры от которых зависят его боевые способности. Это сила, ловкость, стойкость, вера и воля. Для разных классов разные параметры могут быть важнее других. Если в окне персонажа навести мышку на название (например на Воля), то всплывет окошко, которое покажет на что эта самая воля влияет. По мере роста персонажа вам придется подбирать себе амуницию с преимущественно теми статами, которые важны именно для вашего класса. Например вы охотник, вам по квесту предлагают два колечка - одно +4 силы, второе +4 ловкости. Что вы выберете? Выбирать надо ловкость. Потому что у охотников именно она отвечает да увеличение физического мастерства (то есть урона противникам), еще и крит от нее растет. А вот маленькому стражу, пока он бегает один в стойке подавления с двуручным мечом - больше пригодится сила. А когда вырастет, то ему придется иметь два комплекта одежды и бижутерии - на силу (чтобы бегать соло в дамаге) и на стойкость (чтобы танковать в рейде и быть толстым и живучим стражем).

Не поленитесь изучить все свои статы и почитать всякие обзоры по своему классу. А то потом будете вкачивать менестрелю ловкость и удивляться почему в таким трудом убиваются враги (подсказка - менестрелю надо вкачивать волю).

 

Таланты

Нажатие на кнопочку J открывает ваше окошко талантов. Там же и ваши добродетели, но о них ниже. У него тоже несколько вкладок, изучите их на досуге. Таланты - это боевые приемы, начиная с 7 уровня у вас при применении какого либо очередного удара, крика или гамбита, будет выскакивать сообщение о новом деянии. Нажмите Shift-L, найдите там вкладочку Класс\раса\эпос и изучите там классовые умения. Деяния на них открываются не все сразу, а в зависимости от вашего уровня. Но если что-то уже открылось, то наведите мышкой, прочтите что и сколько раз надо выполнить и не забывайте теперь это делать. Обычно там надо повторить какой либо удар, крик или действие определенное количество раз (иногда очень много, например крикнуть 1000 раз). Имейте в виду, что имеется дневной лимит, когда полоска в журнале становится желтой - это значит что на сегодня лимит исчерпан и стоит переключится на прокачку другого умения. Часть талантов прокачивается легко и сама в процессе боя, для остальных придется смотреть какое умение необходимо применить и применять в бою преимущественно его, пока полоска не пожелтеет.

Все таланты делятся на три группы по цветам - красные у всех классов атакующие. Синие - лечащие или обеспечивающие выживаемость. Желтые - дающие какие либо дополнительные возможности.

Поставить таланты можно у барда. Имейте в виду, что ячейки талантов становятся активными постепенно, если не ошибаюсь, то последняя открывается на 58 уровне. Если вы ставите 2-3-4 таланта одного цвета, то получаете за них дополнительные бонусы. Какие - можете причитать наведясь на любой талант, собственно все эти бонусы и есть самое вкусное в линейке талантов. С 39 уровня вам стану доступны и легендарные таланты, но это уже отдельная тема для разговора.

 

Добродетели

Добродетели это почти как таланты, только даются за выполнение квестов. Например выполнили вы 20 квестов в какой-то локации - хлоп и у вас стала активна какая-то добродетель. Добродетели растут по уровням, на данный момент их 16, в будущем могут и прибавить. Не стоит пренебрегать добродетелями. Вначале кажется что это ерунда, но по мере их роста показатели все растут и растут, некоторых рейдовых боссов без выставленных определенным образом добродетелей пройти очень проблематично.

Что вам могут дать добродетели - во первых поднять ваши статы. Во вторых, дать рост сопротивления к физическому или тактическому урону. Например при высоких сопротивлениях к физическому урону, всяки ранения или укусы которые заставляют вас ковылять, будут спадать намного быстрее. А при высокой сопротивляемости и вовсе не будут на вас вешаться. Или высокое сопротивление тактике даст такой эффект, что вы станете крайне мало уязвимы для страха. Ну и броню ими можно поднять. В общем вещь полезная.

Так что не забывайте регулярно наведываться к барду - и таланты и добродетели следует регулярно обновлять. А то иногда очень грустно смотреть на игроков, которые на 30 уровне не поставили себе еще ни одного таланта и добродетели. Это неправильно, очень многое они теряют.

 

Наставники

По мере роста вам становятся доступными все новые и новые боевые умения. Возьмите себе за правило, после каждого апа уровня наведываться к своему наставнику. Для большинства классов у него две вкладки - Умения и пассивные. Для защитников есть еще третья - Гамбиты.

Чтобы не листать весь список поставьте наверху галочку Только доступные умения и вы будете видеть что для вас сейчас активно и можно приобрести. А купив - не ленитесь навести мышку и внимательно прочитать возможности вашего нового умения. Имейте в виду, что у большинства классов умения могут по разному работать в зависимости от стойки (коды менестреля). По этому стоит попереключать стойки и еще раз прочитать описание, оно может меняться. То же самое касается гамбитов защитника, в зависимости от стойки гамбит может или вешать на противника ранение или нет, лечить вас или нет. В общем стоит изучить свои возможности повнимательнее.

 

Банк

В самом начале отыщите банкира и откройте себе ячейку в банке. Первый сундук на 30 ячеек бесплатно, потом надо доплачивать, причем по мере роста суммы растут. Вначале за следующие 15 ячеек вы будете платить 45 серебрянных, а под конец с вас запросят уже 5 золотых. Дальнейшее увеличение емкости сундуков возможно за марки. Это же относится и к Общему сундуку. Он удобен не просто для хранения, а для перекидывания вещей между несколькими своими персонажами.

Так что не таскайте все свое добро в сумках - выгружайте в банк. Скоро вы поймете, что места в сумках вечно не хватает и в них носить стоит только самые необходимые предметы - зелья, еду, свитки, инструмент и т.д.

 

Деньги

Сейчас экономика игры полностью обрушена из-за некоторых просчетов разработчиков и большого количества любителей пользоваться макросами. Они зарабатывают за короткое время тысячи золотых, а в результате все цены на аукционе взлетели настолько, что новичку, с его 200-300 серебряных там просто нечего купить. Но не беда, особо покупать там вам ничего и не придется, а как немного заработать я вас сейчас научу.

Деньги вы получаете за квесты (копейки), за убийство гуманоидных мобов и за продажу всякого лута - это все что не годится для ремесла. Обычно это всякие ржавые кинжалы, сломанные мечи, волчьи уши или вонючая слизь. В принципе все это можно сдавать для повышения репутации у фракций, но я вам советую такой фигней не заниматься и сразу это добро продавать. Репутация и так растет за квесты, плюс падают всякие репутационные предметы - всяковины, кольца нуменора, луистины лоссотов и т.д. По этому лут можете смело продавать. Это будет ваш первый капитал, правда достаточно скромный, но на оплату умений у наставника хватит.

С животных вам будут падать шкуры. Шкуры ценный ресурс, они нужны портным для прокачки ремесла и пошива одежды. Если у вас портного нет - можете собирать их стеками по 100 штук и выставлять на аукцион. Перед продажей перетяните иконку со стеком шкур в окно поиска и поглядите на текущие цены. Я обычно ставлю чуть дешевле чем есть на ауке, так оно быстрее уходит.

Бегая по локациям вы будете постоянно видеть кучки руды и всякие ветки разных сортов дерева. Чтобы их собирать нужно соответствующее умение - рудокоп и лесоруб. Раньше в игре был смысл дотошно выбирать себе профессию с перспективой дальнейшего заработка. Сейчас никакого смысла в выборе профессии нет, все равно вы не заработаете и сотой доли от того. что гребут багоюзеры на макросах. По этому могу посоветовать, как минимум вначале, взять себе профессию Исследователь. Потом профессию всегда можно сменить, причем если в новой одно из умений (или два) совпадает со старым, то вы ничего не потеряете в навыках. Так вы сможете собирать и руду и ветки, а цены даже на медную, самую простую руду, сейчас более 10 золотых за стек. Собрать стек меди недолго, просто выполняя квесты, попутно и руду накопаете. Потом продадите - и вот у вас и будут денюжки на покупку инструментов, какого-то оружия и амуниции. Кстати оружие и амуницию часто продают весьма недорого, в процессе прокачки ремесла остается уйма ненужных мечей или плащей, которые за недорого выкидывают на аукцион. Так что стоит заглядывать туда почаще.

Аналогично стоит собирать всякие ремесленные компоненты. Дорого стоят ученые принадлежности, драгоценные камни, руда и слитки (вам понадобится обрабатывать часть руды, чтобы понять уровень), ветки и обработанная древесина. Очень дорого может стоит волокно, которое нужно как крит компонент для портных. Его всегда нехватает. Могут прилично стоить и некоторые рецепты, имейте в виду. Так что не выкидывайте все сразу, там могут оказаться весьма ценные вещи.